ПиК Планирование и контроль концепция контроллинга

       

Культура предпринимательства и целевая картина концерна


Дитгер Хан 'ПиК: Планирование и контроль: концепция контроллинга'

VI. Стратегическое и оперативное управление в концерне Даймлер-Бенц: философия и инструментарий

2. Предпринимательская философия концерна Даймлер-Бенц

2.2. Культура предпринимательства и целевая картина концерна

Реализация описанных элементов потенциала успеха предполагает наличие определенных установок у работников концерна. Так, особое значение приобретает под воздействием интеграционных процессов выработка в концерне самосознания в духе "МЫ"; культура предпринимательства должна выражаться через "осознающего интересы концерна" менеджера, который мыслит межотраслевыми категориями.

Естественно, культура предпринимательства определяется всем ходом развития и опытом прошлого. Культура предпринимательства в концерне Даймлер-Бенц опирается в значительной степени на выдающиеся успехи, хотя и обусловленные частично изменившимися предпосылками. Целевая установка для концерна Даймлер-Бенц заключается в том, чтобы сформировавшейся культуре предпринимательства в отделениях и дочерних обществах задать новые масштабы с позиции интегрированного технологического концерна в целом, а также ввести ее в новую стратегию развития концерна. В соответствии с этим должны быть структурированы факторы, определяющие культуру предпринимательства. Причем нельзя упустить из вида то, что культура предпринимательства на уровне отдельных предприятий концерна имеет положительные моменты, на которых и должно строится общее здание. Большое значение имеют следующие факторы:

  • стремление на уровне всего концерна к достижению экономических и технических синергических эффектов, созданию таким путем новых высокодоходных продуктовых направлений и реализации на этой основе нового уровня идентификации в качестве интегрированного технологического концерна;
  • стратегические требования по приспособлению к новым условиям в автомобилестроении, которые возникли вместе с ситуаций вокруг Мерседес-Бенц, переставшим быть самостоятельным концерном и ставшим частью более крупной структуры;

  • усиление оставшихся после реструктуризации АЕГ полей бизнеса;


  • включение существовавших ранее в рамках ДАСА предприятий в сформированную с учетом рыночных требований структуру бизнес-отделения, перед которым ставилась также задача проведения многочисленных структурных преобразований с целью обеспечить долгосрочную конкурентоспособность в отдельных сегментах рынка и создать новые направления деятельности в гражданской сфере;


  • переориентация предприятий по оказанию услуг отделения Дебис, работавших до сих пор преимущественно на удовлетворение внутренних потребностей концерна, на внешний рынок, расширение и укрепление их позиций в концерне;


  • реализация управленческой функции холдинга с целью обеспечить для концерна в целом дополнительную прибавочную стоимость;


  • передача обширных знаний о наиболее существенных взаимосвязях в концерне руководителям всех уровней.


  • На фоне этих требований большое значение для характеристики культуры предпринимательства, ориентированной на цели интегрированного технологического концерна, придается системе информации и коммуникаций.

    В связи с этим в концерне Даймлер-Бенц очень важны проекты по совершенствованию информационных и коммуникационных процессов.

    Не в последнюю очередь влияние на мысли и поступки работников и укрепление их чувства отождествления себя с концерном оказывает система коммуникаций на основе целевой картины концерна, описывающей основные его цели. Причем целевая картина является, с одной стороны, выражением уже закрепленного уровня культуры и отождествления, а с другой стороны, представляет собой средство массовой информации для проведения в жизнь установок, связанных с культурой предприятия. В этом смысле целевая картина концерна содержательно уточняет и наполняет идею интегрированного технологического концерна. Она объединяет представление о предпринимательских и общественных установках с параметрами стратегии концерна. Она содержит как описание миссии концерна (т.е. совокупность принципиальных для концерна целей и всех его полей бизнеса, в которых он хотел бы оперировать), так и основные принципы реализации этой миссии, которыми определяется поведение персонала по отношению ко всем связанным с концерном группам.



    Целевая картина, или философия концерна Даймлер-Бенц "работает" под девизом: "Знание и опыт объединять для достижения нового, со всей ответственностью служить прогрессу".

    Этим не только подчеркивается ориентированная в будущее особая ответственность персонала концерна, но и сознательно делается акцент на глубоких традициях входящих в него предприятий.

    Аналогичную связь с культурой предпринимательства имеет и реализуемая в концерне Даймлер-Бенц философия "управления через цели". Она является, с одной стороны, признаком культуры, поскольку предоставляет на основе делегирования полномочий свободу для осознанного активного предпринимательства. С другой стороны, она сама оказывает влияние на культуру предпринимательства при помощи механизмов регулирования, связанных с этим принципом.



    Принцип "управления через цели" опирается на организационно-управленческие концепции, а также на концепции экономического управления и управления персоналом, которые взаимодополняются и переплетаются; они используются на практике и развиваются в концерне Даймлер-Бенц (рис. 7).



    Рис. 7. Концепции функционирования предпринимательски действующих структурных единиц в концерне Даймлер-Бенц




    Содержание раздела